Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Интернет-педсовет » Создание системы профилактики школьной неуспеваемости » Первые шаги на пути к достижению цели урока
Первые шаги на пути к достижению цели урока
schoolblagrb5Дата: Понедельник, 24.02.2020, 16:43 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Offline
Мотивация к учению, как ведущий фактор повышения качества образования.
Первые шаги на пути к достижению цели урока

Доронина О.В., учитель музыки
МОБУ СОШ №6 им. М.А. Киняшова г.Благовещенска РБ


Моя тема «Первые шаги на пути к достижению цели урока». Действительно, наша жизнь часто ассоциируется с дорогой. По сути дела, вся наша судьба – это великий жизненный путь, который состоит из всевозможных отрезков – этапов.
Каждый урок – это некая тропинка, преодолевая которую, наши воспитанники приобретают что-то новое. Как же провести их по этой тропинке так, чтобы она, действительно, достигла цели? Какие должны быть первые шаги на этом пути?
Оливер Кромвель  когда-то сказал: «Дальше всех зайдёт тот, кто знает куда идти», я же только немного добавлю: «тот, кто знает, куда и для чего
идти».
Как вы думаете, о каком этапе урока пойдёт сейчас речь?
Конечно – это «мотивационный этап» или, как его ещё называют «этап самоопределения к учебной деятельности». Очень часто бывает, что проходит он
чисто формально. Но я считаю, что это один из важнейших моментов на пути достижения цели урока.
Как говорится: «Мотив определяет результат». Хайнц Хекхаузен определил «мотив» как динамический момент, побуждение к действию. Как раз то, что лежит в основе современногосистемно-деятельностн6ого подхода в образовании.
Этап мотивации на уроке – это исходное от понятия мотива. Существуют различные виды классификаций и методик реализации мотиваций.
Ну что же сделаем и мы эти первые шаги на пути достижения цели урока, а значит и повышению качества образования в целом. А я постараюсь объяснить вам насколько важным является этот этап урока для образования ребёнка в целом.
Шаг первый «Сказочный». Мы вместе в своём сознании смоделируем две сказки-ситуации.
Сказка первая. Герой и участник этой сказки – каждый из вас. Итак, сказка начинается. По мановению волшебной палочки, вы попадаете в чудесное королевство где живёт прекрасная Фея. Она очень рада вас видеть и, конечно, гостеприимно достаёт кастрюльку. Поднимает крышку, а в ней… непонятная субстанция серо-буро-малинового цвета, с ужасным запахом. Фея предлагает вам это съесть и смотрит на вас очень строго. И
вот вы, из уважения к ней, берёте маленькую ложечку, немного зачерпываете… И, в надежде, что произойдёт чудо и  кушанье на вкус окажется не таким ужасным, как на вид и аромат,  пробуете. Но, увы, чуда не случается, на вкус это тоже ужасно! Вы смотрите на Фею, ждёте от неё каких-то объяснений. А она лишь строго повторяет вам: «Ешь!». Вы объясняете, что это есть невозможно. Кушанье не вкусно и у вас есть другая еда. Но Фея настаивает: «Ешь, ты должен это сделать! Кому сказали!». Вы пробуете предложить, что съедите это позже, так как сейчас сыты, но хозяйка непреклонна и настаивает, чтобы вы съели это немедленно. Вы только вздыхаете, ведь есть это невозможно. Фея же продолжает  пытаться вас убедить в том,что это едят все. Значит и вы тоже должны съесть.  Вы требуете объяснений: «Но для чего я должен это съесть???». Она лишь твердит, что это едят все, значит и вы должны. Хотя единственное объяснение всё же вам даётся: если вы будете питаться этим десять лет ежедневно, то по истечению этого  времени, сможете перейти на другую более привлекательную пищу. Вот такая сказка!
Пожалуйста,прислушайтесь к своим ощущениям. Что вы чувствуете, когда попадаете в такую ситуацию? Поймайте свои эмоции, свои ощущения, свои чувства и зафиксируйте их в голове или на бумаге.
А теперь сказка вторая. Такая же ситуация. Вы в гостях у Феи. Та же кастрюлька, то же неприятное угощение. Вы пробуете. Вкус не поменялся и есть
это, по-прежнему, не особо хочется. Смотрите на Фею и спрашиваете: «Что это?».
И она объясняет вам: «Знаешь, я понимаю, что тебе сейчас всё это кажется странным. Кроме того, я знаю, что угощение это совершенно не аппетитное. Но прежде, чем принять решение съесть это или нет, ты должен узнать одну тайну. Это очень старинный рецепт, который передаётся в нашем  королевстве из поколения в поколение. И если ты будешь есть это каждый день, то с каждым днём ты будешь преображаться.
Во-первых, ты изменишься внешне. Начнут блестеть твои глаза, подтянется кожа, появится здоровый румянец, мышцы твоего тела станут тугими и
упругими, подтянется фигура и осанка, уйдёт чувство усталости. Но, самое главное, прояснится твоё сознание, улучшится память, откроются твои
способности, твой творческий потенциал, твои поступки станут обдуманными и последовательными. Ты многое сможешь понять и постичь в этом мире. Жизнь твоя станет интересней и увлекательней. Посмотри на жителей нашего волшебного Королевства. Многих восхищает их внешняя красота и ум! Они такие потому, что всю жизнь с самого детства питаются именно этим. Но, самое главное, если ты будешь есть эту пищу в течение десяти лет, то после сможешь передать тайный рецепт своим детям и они, благодаря ему, будут такими же. Прислушайтесь к своим ощущениям теперь. Как у вас с желанием попробовать предложенное угощение? Какие эмоции вы испытываете по отношению к этому угощению и к тому,
кто вам его предлагает?  Что вы чувствуете?
А итог этих сказок – это одно из главнейших средств мотивации на уроке –слово, проведённое через эмоцию, через чувство. То есть, так называемая,
вербальная психолингвистическая мотивация. Каждый педагог знает, насколько действенным бывает  правильно подобранное на уроке слово. И конечно, способы мотивации с помощью слова, тоже могут быть различны. Например:
·   всевозможные кричалки: «Привет, сосед, улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил,
мне улыбки сегодня дарил». Мотивация на позитивный настрой.
·   фразеологические обороты: «Есть две фразы: спустя рукава и засучив рукава. Как вы их понимаете?
А как вы настроены сегодня работать? Давайте поработаем, засучив рукава!»
·  Я,как преподаватель эстетического цикла, уже давно пришла в своей практике к тому, что слово в сочетании с сильнейшим эмоциональным переживанием,  даёт наивысший результат. Поэтому использую часто цитаты короткие, но ёмкие, лучше обращённые к внутреннему миру ребёнка:
«Вы- талантливые дети. Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные как много и хорошо умеете, если будете постоянно
работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению (Ж.Ж.Руссо)»
«Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание (И.С.Тургенев)» , «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте
бесплодно и невозвратно для себя погибшим (К. Станиславский)», «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться» - сказал Демокрит. И мы с вами сегодня продолжаем учиться мудрости через искусство.
Шаг второй – «Вдохновенный». Для того, чтобы его сделать, пожалуйста, снимите с правой ноги обувь и принесите мне её. Я вижу, что никто из вас сейчас не сдвинулся с места. Вы недоумеваете, и вам не хочется выполнять то, смысла чего вы пока не понимаете.  И это естественно.Так устроен человек. А если это что-то ещё неприятное, трудное и скучное, то втройне не хочется это делать. Так же и наши дети. Они часто не понимают,
зачем, например, учить все эти даты («Какая разница в каком году была Куликовская битва!») или зачем учить строение кольчатых червей («Это неприятно! Я даже не могу в учебнике смотреть на эту страницу, где они нарисованы!»).  Так же, как и в предыдущих историях можно сказать детям, что это такая программа, которую нужно освоить, но смысла в жизни от этого больше у них не станет. И дети, просто, не захотят усваивать то,
что мы им предлагаем, то есть основная цель урока «образовательная» остаётся не достигнутой. Ведь даже когда мы занимаемся любимым делом, и нам встречаются сложности на пути, то очень тяжело находить в себе силы, чтобы их преодолеть. В
противодействие с мотивацией может вступить антимотивация.
Батл«Мотивация/ Антимотивация». Поделимся на две команды. Задание для каждой из команд – придумать как можно больше аргументов, чтобы не заниматься на уроке, не выполнять предлагаемое учителем задание.
Работа в командах и озвучивание аргументов по очереди.
Сколько же аргументов можно придумать! И вывод таков: основная мотивация – это поиск смысла.
То есть от понятия «надо» придти к «хочу» через «могу» и «знаю для чего».Причём это применимо и необходимо в различных типах мотивации. Как в кратковременной (на определённом этапе урока), среднедействующей (на целый урок) и долговременной (на весь курс). Насколько серьёзнее будет мотивирован каждый из этих типов, настолько большая вероятность, что весь курс будет успешен. Действительно, часто дети спрашивают, для чего они должны делать то или иное на уроке, потому, что поиск смысла жизни для них естественный процесс. Может мотивировать их, подогревая этот интерес?
Это,так называемая внутренняя мотивация, основа к самообразованию. Она может реализоваться через постановку долгосрочных целей, связь того, чем ребёнок вынужден заниматься на уроке сейчас с тем, чем он планирует заниматься в будущем и как видит устройство этого мира. «Кем вы хотите стать?», «Как эти знания пригодятся вам в будущем?».
Приёмы, которые очень действенны для подобного рода мотивации – «Погружение в проблему» (через истории, иллюстрации, произведения искусства, факты, биографические данные выдающихся людей и так далее), «Преподнесение краткой информации к размышлению», «Недосказанные факты», «Постановка коллективного вопроса». Приведу примеры из практики по своему предмету:
· История Ромео и Джульетты – молодые влюблённые и конфликт между двумя семьями.
Попробуем разобраться, современна ли она сегодня?
· Тело Фредерика Шопена похоронено в Париже, а его сердце замуровано в стене костёла в Варшаве. Хотите понять почему? Вам интересно это узнать?
· Сравните перечень персонажей оперы «Кармен» и балета-сюиты «Кармен». В чём разница? (Есть персонаж по имени Рок) Что означает это слово? Какой вопрос у вас возникает в связи с этим? (Для чего он введён?). Давайте будем разбираться вместе…
Мотивация необходима не только в начале урока. Она будет уместна на различных  его этапах. Чем чаще он реализуется, тем учитель и ребята ближе к  достижению цели урока, повышению качества. А значит и достижению всей цели учения.
Подведём итог нашей сегодняшней дороги. Продолжите фразу Лао-цзы «Путь длиною в тысячу миль начинается…» (с первого взгляда, с первого шага, с первого вздоха).
«Путь длиною в тысячу миль начинается с первого шага» Лао-цзы. Не стоит забывать мотивировать делать этот шаг.
Ведь мотивация учения – это внутренняя потребность ученика учиться.

Читать полный текст доклада
Презентация к докладу
 
itbaevaliliyaДата: Вторник, 25.02.2020, 22:30 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо Ольга Васильевна, очень интересная статья, к тому же  весьма интересно и красочно преподнесен материал. 

    От себя хочу добавить, что мотивация учащихся и поддержание интереса к предмету, который я преподаю, является для важнейшей задачей при подборе материала к урокам. Зачастую приходится слышать от ребят вопросы "А  где мне это может пригодиться?", "Зачем мы это изучаем?", "А если бы вы не работали учителем математики, вам бы в жизни пригодилась математика?". И все эти вопросы вполне закономерны, действительно, где в жизни могут пригодиться теоремы, интегралы или уравнения? Как видим, изучать что-либо проще и интереснее, когда знаешь, для чего ты это делаешь. 

    Для себя я определила два основных способа мотивации, которые я использую на уроках: мотивация с помощью ранее изученного материала  и мотивация с помощью обращения к практике. В первом случае новое знание соотносится с ранее известным. Это облегчает понимание и создает условия для осмысленного запоминания. Не зазубривания, а именно осмысления. Интерес учащихся при этом зависит от его убежденности, что ему НУЖНО изучить этот вопрос. Потому что следующее знание будет опираться опять на предыдущее.
    
Мотивация с помощью обращения к практике - это пожалуй наиболее эффективный способ убедить ребят в необходимости учения. Вся наша жизнь, история просто кладезь мотивирующих практических примеров.  Поставить перед ребятами задачу, которую решил в детстве Карл Гаусс, рассмотреть шансы выиграть в телевизионной игре, предложить поставить столб перпендикулярно плоскости земли, найти способ применения подобия треугольников в книге Жюля Верна "Таинственный остров", узнать, как с помощью отражения в луже можно измерить высоту здания - вот примеры того, как "скучная и сухая наука математика" (теоремы которой никогда, ну вот вообще никогда, в жизни не пригодятся) может стать живой и интересной наукой, непосредственно и тесно связанной с повседневной жизнью. Это я говорю о своем предмете, но уверена, что мотивация  с помощью обращения к практике может применяться на любом уроке, при изучении любого школьного предмета. Обращение к практике - палочка выручалочка учителя, если другие способы разбудить интерес учащихся уже не срабатывают.
   
Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс. И наличие интереса является необходимым условием обучения, ведь чем выше интерес, тем активнее идет обучение, тем лучше результаты. Поэтому к выше сказанному добавлю, что интерес обладает свойством иррадиации. Увлеченный учитель увлекает учащихся, тем самым мотивируя их. Слабое и скучное объяснение учителя  приводит к снижения интереса всего класса, поэтому учитель должен владеть ораторским искусством и стремиться к тому, чтобы ответы учеников тоже не оставляли класс равнодушным. Тогда любой урок будет не просто промежутком времени в 40-45 минут. Уок будет настоящим путешествием. Или, как сказала автор вышеизложенной статьи Доронина О.В., тропинкой, пройдя по которой, наши ученики научатся чему-то новому.
 
Итбаева Лилия Ириковна,
учитель математики МОБУ СОШ №6
им. М.А.Киняшова г.Благовещенска РБ
 
schoolblagrb5Дата: Понедельник, 02.03.2020, 23:17 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Offline
Несомненно,современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности.  Качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель.
Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при овладении им системой необходимых знаний, навыков, умений, формировании профессионально важных качеств, способностей и готовности к педагогической деятельности и
изменениям. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального
педагогического опыта. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой.
Профессиональное развитие учителя - это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное - это качественное
преобразование учителем своего внутреннего мира.
Основные пути развития моей профессиональной компетентности
1. В своей педагогической деятельности учитель для развития своего педагогического мастерства должен  применять  педагогические инновации, педагогические технологии. Для того,  чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них.
Учитель свободен в выборе современных педагогических технологий.
Какие технологии использую Я:
Технология проектной деятельности
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие
знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное
мышление.
Исходя  из   целей  и задач,  которые стоят перед учителем музыки  в современной школе,  я   применяю в своей работе данную методикупроектной деятельности.   В привитии   интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала.
Если  учащиеся  не  вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал    будет лишь репродуктивным,
нежели познавательным. Для того чтобы заинтересовать   детей активной деятельностью на уроке,  им нужно предложить  интересную и значимую  проблему.  Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению, чего и требует современный ФГОС.
Технология  развития критического мышления
Критическое мышление –  это тип мышления, который помогает критически относиться  к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Важнейшим условием для развития критического мышления является создание проблемных ситуаций в процессе обучения. Потребность в критическом мышлении возникает тогда, когда мы сталкиваемся со сложными ситуациями выбора, которые требуют тщательного обдумывания и оценки.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и
его частью. Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.
Учащиеся в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что способствует оптимальному изучению и запоминанию.
«Круги по воде»
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути - это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Предмет музыка 5 класс тема: "Полифония в музыке и живописи" .

п-
о-
л-
и-
и-
ф-
о-
н-
и-
я-
"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Этот прием может быть началом урока.Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему. Например , верно ли, что ария- вокальное произведение для хора, а квартет- ансамбль, состоящий из 5 участников.

Информационно -коммуникативные технологии.
На уроках музыки  использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего - это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, реализации творческого потенциала учащихся.
При проведении уроков музыки мною используются   цифровые средства обучения:
1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов.
2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного
искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии
4. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.
5. Литературный ряд: доступные,ёмкие, выразительные информативные тексты, которые раскрывают  содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального
произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.
6. Творческие (интерактивные)
задания для учащихся: вопросы, диагностические интерактивные тесты и проверочные задания,  интерактивные дидактические игры и тренажёры,образовательные ресурсы к урокам, презентации- викторины.
Информационно-коммуникационные технологии используются  на уроках музыки во всех классах.
Использование игровых технологий.
Цель игровой технологии :
-создать благоприятную атмосферу на уроке;
- повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;
- почувствовать успех в игровой ситуации;
- развивать комплекс различных способностей.
На уроках  использую  разнообразные  творческие задания.
1.     Графическое,цветовое моделирование музыки.
На уроках музыки учащиеся получают задание нарисовать услышанное произведение. Очень важно, какие зрительные образы вызвала музыка у слушателя, то что ребенок не может высказать словами, он сможет показать в рисунке. Творческие работы позволяют увидеть умение рисовать, т.е. творчески работать, сравнивать рисунки по цвету, а следовательно более точно определить эмоциональное отношение к услышанному и изображаемому.
А) Цвет рисунка играет огромную роль. Темные тона, холодные (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т.е. отрицательного отношения к изображаемому, светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.
Б) Тщательность и аккуратность деталей рисунка – при положительном отношении, при отрицательном – рисуется
нарочито небрежно.
В) Творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода композиции рисунка, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеперечисленных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому. Отсутствие данных характеристик
свидетельствует об отрицательном отношении к изображаемому.
2.Прием  «Найди пропущенное слово».
Прошу  ребят  найти слово, которое дополняло бы список рядом стоящих для подтверждения ключевого слова
(например, в пятом классе по  темам связи музыки и литературы - «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» .
Романс – это … и музыка (литература).
Балет – это… танец и музыка (литература).
Опера – это … …музыка, танец, театр(литература, изобразительное искусство или прикладное).
Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.
3. «Найди ненужное слово».
Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.
Так ,например, в 5 классе  на уроках по темам«Музыка и литература» учащимся предлагается цепочка музыкальных слов, которые исчезли бы из литературных произведений, не будь музыки. При перечислении  учителем этих слов учащимся ставится условие: поднимать руку или говорить слово «нет» в случае «ошибки» педагога:
-    песня, нота,рояль, пластика, дирижер, струна, строка, оркестр и т.д.

Галимова Ризида Мажитовна, учитель музыки МОБУ СОШ №5 г. Благовещенска
 
Форум » Интернет-педсовет » Создание системы профилактики школьной неуспеваемости » Первые шаги на пути к достижению цели урока
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Благовещенска; адрес: 453431, Республика Башкортостан, г.Благовещенск, ул. Комарова 19.

Контактные телефоны: 3-15-82; 3-15-84, E-Mail: blagschool5@mail.ru