Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Интернет-педсовет » Создание системы профилактики школьной неуспеваемости » Технология проектирования на уроках башкирского языка
Технология проектирования на уроках башкирского языка
schoolblagrb5Дата: Четверг, 20.02.2020, 20:48 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Offline
Активизация языковых и коммуникативных компетенций учащихся на уроках башкирского языка и литературы посредством
применения т
ехнологии проектирования

Давлетбаева Г.Ф., учитель башкирского языка и литературы
МОБУ СОШ №6 им. М.А. Киняшова г. Благовещенска РБ


Анализируя  работу по развитию творческих способностей на уроках башкирского языка и литературы, размышляя, о способах  повышения мотивации к изучению родного языка пришла к выводу, что обучающиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. В связи с этим возникла необходимость вовлечь учащихся в такой вид деятельности, где бы они через самостоятельный творческий поиск раскрыли свои способности, развивали речь на родном языке.
Конкурс – фестиваль «Жемчужины Башкортостана» как нельзя лучше подходил для этого.
Цели и задачи конкурса – фестиваля предполагают выявление и воспитание детей не только артистичных – танцующих, поющих, но и способных к исследовательской, режиссерской работе, проявляющих  интерес к родному языку во всем его многообразии, интересующихся  историей, этнокультурой, фольклором народа.
«Жемчужины Башкортостана» проводятся ежегодно с 2001 года на двух государственных языках республики — башкирском и русском. Для участия в конкурсе – фестивале «Жемчужины Башкортостана»  обратилась к технологии «Проектной и исследовательской деятельности». Проектная деятельность при подготовке к конкурсу реализуется в три основных этапа. На подготовительном этапе выбирается тема, определяются участники, распределяются задания.  Практический или информационный этап заключается в сборе, обработке материалов и представление участниками
информации в виде сценария. Презентационный этап завершает проект выступлением группы и обсуждением результатов работы в целом. Такая последовательность предполагает целостное восприятие учениками всего рабочего процесса, что является необходимым условием обучения. А знание и понимание структуры проектной деятельности в дальнейшем может лечь в основу индивидуальной стратегии учащегося в учебном процессе. В ходе работы учащиеся обучаются писать сценарии проектов, брать интервью, анализировать и обобщать информацию, создавать видеоматериалы, макеты, презентации, результаты которых могут быть представлены на уроках, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Так, например, при выборе тем обращаю внимание команды на малоизвестные факты из истории родного края, неизвестные страницы биографии знаменитых личностей - земляков. Мы с детьми разработали и реализовали следующие проекты:
«М.Акмулла», «Жизнь и творчество просветителя Н.Юмрани», «Игры моего народа», «Топонимические легенды нашего края», «Моя родословная», Сейчас работаем над проектом «Участники Великой Отечественной войны в моей семье».
Если в 2010 году команда «Хазина», участвовав в конкурсе «Жемчужины Башкортостана», была отмечена за хорошее  выступление в номинации, то в 2011 году группа обучающихся  подготовила проект, посвященный жизни и творчеству просветителя Нурмухамета Юмрани и заняла I место в республиканском этапе. По итогам этого конкурса исполнитель главной роли Батыргариев Ильяс был удостоен денежного гранта президента РБ.
В 2014 году команда «Хазина» уже в новом составе приняла участие в заочном этапе конкурса «Жемчужины Башкортостана» подготовив выступление, посвященное местному фольклору,  сохранению и дальнейшему развитию традиций башкирских музыкальных детских игр.
Благодаря хорошим результатам у учащихся повысилась мотивация к изучению башкирского языка, появился интерес к истории родного края.  Обучающиеся активно начали участвовать и в других конкурсах, научно – практических конференциях. В 2011 году в республиканском этапе конкурса юных сказителей «Урал батыр» команда, состоящая из обучающихся нашей школы, была награждена Почетной грамотой МО РБ за хорошее выступление в III туре (инсценировка). В 2012 году республиканский конкурс “Здравствуй, здравствуй, сказка!” принесла победу в номинации “Мастер слова” Сафиуллиной Алине. В 2013 году Сафиуллина Эльвина выступила в республиканской научно – практической конференции “Киекбаевские чтения” и была
удостоена диплома III степени. В прошлом учебном году обучающаяся 4 класса Киреева Руфина заняв I место в муниципальном этапе конкурса “Здравствуй, здравствуй, сказка!” хорошо выступила в финале республиканского этапа.
Кроме этого, многие работы стали учебными ресурсами для занятий  в качестве теоретического материала. Полученный в ходе подготовки проектных работ опыт дети  используют во время учебного процесса и по другим  предметам.
В заключении хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел!)

Читать полный текст доклада
 
tatyanastanislawetsДата: Понедельник, 24.02.2020, 13:39 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Я внимательно изучила  Ваш опыт работы. Видно, что вы хорошо владеете технологией проектирования и систематически используете данную технологию на своих уроках и во внеурочной деятельности. Такой системный подход дает положительные результаты. Мне хочется поделиться с Вами опытом работы, как я использую вышеназванную технологию на уроках русского языка и литературы.
Русский язык и литература, как и башкирский язык и литература, обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, я стараюсь организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования
чувства ответственности за ее результаты.
На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты в групповой и индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Технологии проектного обучения привлекли внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи
стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено. Описание метода и причину запрещения можно найти в романе В.Катаева «Два капитана»:
«Старенькая преподавательница Серафима Петровна приходила в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас... Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский... Кажется, это называлось тогда комплексным методом. В общем, все выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе... ...по мнению Наробраза, наш детский дом был чем-то вроде питомника юных дарований. Наробраз полагал, что мы отличаемся
дарованиями в области музыки, живописи и литературы. Поэтому после уроков мы могли делать что угодно. Считалось, что мы свободно развиваем свои дарования. И мы их действительно развивали. Кто убегал на Москву-реку помогать пожарникам ловить в прорубях рыбу, кто толкался на Сухаревке, присматривая, что плохо лежит...
...Но так как на уроки можно было не ходить, то весь школьный день состоял из одной большой перемены... ...Из четвертой школы-коммуны вышли
впоследствии известные и уважаемые люди. Я сам обязан ей очень многим. Но тогда, в двадцатом году, что это была за каша!»
Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:
· не было учителей, способных работать с проектами;
· не было разработанной методики проектной деятельности;
· чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
· «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
· отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили
коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где и как я могу эти знания применить, - основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими
знаниями и прагматическими умениями.
Основа метода проектов
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с
другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми».
Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-9 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции
знаний из различных областей искусства.
Рассмотрим на примерах как воплощается проективный метод в рамках уроков русского языка:
Развитию творческого потенциала детей способствуют проекты по созданию журналов, газет, иллюстрированных сборников стихов и прозы. Такой проект проходит несколько этапов.
I. Этап первый – поисково-исследовательский
Учитель формирует цели и задачи, идею проекта, руководит аналитической работой учащихся: « Каждое учебное заведение имеет
свой орган печати, газету или журнал. В нашей школе издается электронная газета «Пять+». Сегодня мы с вами изучим из каких рубрик состоит электронная газета «Пять+» (рук. Саблина В.В., Безрукова Т.А.) и попробуем издать наш классный журнал. Для этого нам нужно определить, какие
могут быть в нем рубрики, распределить обязанности и попробовать представить, как будет выглядеть первый номер журнала».
Ученики обсуждают, как может выглядеть первый номер журнала, посвященный юбилейной дате со Дня рождения Андрея Платоновича Платонова (Климентова)(1899-1951), прозаика, драматурга, какие там могут быть странички. Обычно ученики предлагают разделы: «Интересные факты из жизни писателя», «Путешествие по страницам любимых произведений», «Писатель глазами учеников», «Интервью у школьной доски», «Литературный дебют». Распределяются обязанности:
корреспонденты работают над интервью, авторы – над оригинальными произведениями в прозе и стихах, художники – над иллюстрациями к статьям в журнале.
Ответственный редактор формирует «редакционный портфель» и отбирает лучшие материалы для публикации.
II. Этап второй – технологический
Участники проекта на этом этапе выполняют первичные наброски, готовят тексты. На уроке русского языка учитель знакомит учеников с
такими жанрами, как очерк, репортаж, путевые заметки, интервью, фельетон, а затем лучшие материалы в этих жанрах публикуются в журнале. Найдут свое место в журнале и оригинальные поэтические и прозаические произведения юных авторов.
Учитель выступает в роли консультанта, помощника.
III. Этап третий – практическая реализация проекта
Ученики самостоятельно работают над оформлением журнала, верстальщик текста набирает его, корректор – вычитывает текст,
исправляет ошибки, художник иллюстрирует тексты. Журнал (газета) может быть размещен в электронном виде на сайте школы.
IV. Этап четвертый – внесение необходимых изменений
Выпускающий редактор редактирует номер журнала, проверяет орфографию и пунктуацию.
V. Этап пятый – заключительный
Представление проекта читателям (в форме презентации, отзывов о журнале, читательской конференции).
Результатом работы являются неоднократные победы учащихся в Республиканской НПК "Совенок", Республиканской НПК "Я гражданин и патриот России!"

Станиславец Т.С., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №5 г. Благовещенска


Сообщение отредактировал tatyanastanislawets - Понедельник, 24.02.2020, 13:50
 
schoolblagrb5Дата: Среда, 26.02.2020, 19:41 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Offline
Изучив статью  Давлетбаевой Г.Ф., учителя башкирского языка и литературы МОБУ СОШ №6 им. М.А. Киняшова г. Благовещенска, «Активизация
языковых и коммуникативных компетенций учащихся на уроках башкирского языка и литературы посредством применения технологии проектирования» хочу сказать, что  в настоящее время понятие “Новые образовательные технологии” не мыслится без метода проектов, под  которым понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Я в  своей работе активно применяю метод проектов на уроках родного языка последние  годы.Дети с помощью исследовательских методов самостоятельно решают проблемы, поставленные учителем. Так, например, при изучении лексики в 5-м классе
учащиеся концентрируют внимание на решение основополагающего вопроса проекта: Как различить слова-близнецы? Для этого учащимся потребуется ответить на три проблемных вопроса (предусмотренные программой):
1. Как омонимы отличить от многозначных слов?,
2. Чем различаются синонимы друг от друга?,
3. Для чего нам нужны омонимы и синонимы?
В ходе работы над проблемным вопросом учащиеся формулируют цель работы, осуществляют самостоятельный поиск необходимой информации по предложенным учителем или самостоятельно найденным источникам. Результаты работ оформляются в виде мультимедийной презентации. В 9-м классе
метод проектов используется при изучении темы “Печатные издания на татарском языке для детей ”. По программе на эту тему отводится всего  час и перед учителем встает вопрос как быстро и главное эффективно познакомить детей с печатными изданиями, которых более 10 (Салават Күпере, Сабантуй, Мәгрифат, Ялкын, Сөембикә, Идел и т.п.) В зависимости от количества учеников в классе, можно их разделить  на группы. Каждая группа презентует свой журнал или газету (здесь дифференцирую задание: слабым учащимся – издания для дошкольного и младшего школьного возраста и т.д.)Учащиеся презентуют свое издание в программе Microsoft Power Point по следующей схеме:
1. История создания издания.
2. Работа известных писателей и деятелей искусств в этом издании.
3. Самые популярные рубрики издания. Был опыт издания своей  школьной газеты «Энжелэр». Печатали свои сочинения, делились новостями. Над изданием
газеты работали 7- 9 классы.
В результате реализации такого проекта развивается способность видеть творческую индивидуальность каждого участника проекта и в то же время совместная работа способствует сплочению ученического коллектива, формируется культура видения мира через деятельностный творческий подход, происходит ранняя профилизация. Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и
интересное занятие и для учащихся, и для учителя. И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе, учитель, в первую очередь,
должен четко представлять что такое “проект”, как правильно организовать работу над проектом, какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом учащимся. Метод проектов помогает решить проблемы, связанные не только с образованием, но и с воспитанием учащихся, а именно с их социализацией.

Казыханова А.М., учитель татарского языка и литературы МОБУ СОШ №5 г. Благовещенска
 
Форум » Интернет-педсовет » Создание системы профилактики школьной неуспеваемости » Технология проектирования на уроках башкирского языка
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Благовещенска; адрес: 453431, Республика Башкортостан, г.Благовещенск, ул. Комарова 19.

Контактные телефоны: 3-15-82; 3-15-84, E-Mail: blagschool5@mail.ru