Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Интернет-педсовет » Создание системы профилактики школьной неуспеваемости » Психологические проблемы современных школьников
Психологические проблемы современных школьников
schoolblagrb5Дата: Четверг, 20.02.2020, 20:18 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Offline
Психологические проблемы современных школьников

Бородкина М.Н.,
педагог-психолог МОБУ СОШ №6 им. М.А. Киняшова г. Благовещенска РБ

Согласно государственным образовательным стандартам выпускник школы должен иметь ряд характеристик, в том числе уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, быть способным критически осмысливать и творчески применять
полученные знания на практике, заинтересованно познавать мир и быть социально активным - таков социальный запрос государства системе образования.

Возникает вопрос: а какой должен должна быть современная школа, что необходимо сделать для того, чтобы ученики считали образование интересным и важным делом, выходили из стен школы готовыми к взрослой жизни и хотели учиться? Обозначим ряд существующих проблем в образовании
у современных школьников, наметив пути их решения.
Современные школьники не хотят учиться. В большинстве случаев эта проблема объясняется отсутствием мотивации. И когда школьник говорит: «Не хочу учиться!», то взрослый должен задать ответный вопрос: «Почему?» А причин для отсутствия мотивации, на самом деле, может быть несколько. И если разобраться, то у каждого будет своя причина неуспеваемости. Например, конфликты в семье, назревающей или уже произошедшей развод родителей, болезнь или смерть кого- то из близких, рождение младшего брата или сестры, когда все внимание родителей посвящено новорожденному и т.д. И взрослому человеку сложно сосредоточиться на работе, когда есть неразрешенные проблемы, а каково подростку, еще не имеющего
жизненного опыта, справляться с подобными переживаниями? Внешкольная жизнь может оттягивать внимание и энергию ребенка, и тогда на учебу не остается ни сил, ни желания. А затянувшиеся неприятности опустошают, приводят еще к большим неудачам.
Что может сделать в этой ситуации педагог?
Педагог должен помнить, как важно для школьника социальное благополучие. Родителям часто нелегко брать на себя ответственность за нерешенные проблемы дома, и они обвиняют ребенка в лени и нежелании учиться, чем, как правило, только ухудшают ситуацию. Педагогу вместе с психологом и родителями нужно разобраться с семейными трудностями, понизить уровень тревожности, помочь в решении тех вопросов, которые отвлекают школьника от учебы.
Способ обучения. Современное поколение школьников сложно чем то удивить. Пассивные виды обучения, когда ученик выступает только слушателям, способны снизить мотивацию к обучению. Уроки, лишенные интерактивного подхода, практически обречены на пассивность большинства
школьников. Учеба, не дающая возможности личного участия, не возбуждающая персонального интереса, обречена на скорое забвение. Еще одним важным моментом является то, что большинству детей  трудно испытывать одинаково живой интерес ко всем школьным предметам. У школьников существуют индивидуальные склонности и пристрастия.
Чем может помочь педагог? Идти за интересом школьника. Преподнести ему информацию так, чтобы она обрела дальнейшую значимость. Школьнику важно понять, как те знания, которые ему предлагает педагог, могут пригодиться во взрослой жизни, в работе, в общении.
Клиповое мышление.Возможно, вы обращали внимание на то, что большая часть информации в современном мире преподносится блоками. Это короткие видеоролики, сюжеты новостей, посты, репосты  социальных сетях. И важно то,что за небольшой промежуток времени человеку предлагается несколько таких коротких сюжетов с разной наполняемостью, разной тематики. Подобная подача информации формирует у человека клиповое мышление. Клип в переводе с английского означает вырезка, быстрота. Это способность человека воспринимать окружающий мир через короткие яркие события. Молодое поколение сейчас является носителем клипового мышления. Школьники пытаются выполнять по несколько задач за раз, даже не понимая, в чем заключается проблема. Например, подросток готовит уроки и одновременно слушает музыку. Можно делать уроки, отвечать социальных сетях, кликать по фотографии, и одновременно решать алгебру или размышлять над затронутыми в романе проблемами., но каков будет результат?
Клиповое мышление возникло как необходимость объять большой поток информации. Клиповое мышление - это механизм адаптации. Информационная перегрузка современного мира заставляет мозг включить защиту. Ребенок постепенно теряет способность выстраивать связи между картинками и образами, между внутренним смыслом и реальностью. Именно поэтому молодое поколение не интересуется книгами и размышлением над
глобальными проблемами. Клиповое мышление подростков приводит к упрощению задач, все сводится к простоте, без глубины. Утрачивается способность логически выстраивать длинные взаимосвязанные зависимые цепи. Человек с таким мышлением не способен анализировать и обобщать информацию, он только поверхностно ее фиксируют. Сложности возникают и там, где появляется необходимость проявить усидчивость, например, прочитать объемный материал. Да и зачем напрягать свое внимание, читать, если можно обратиться к просмотру фильма или сжатого пересказа - так называемого обзора.
Что может сделать педагог, как бороться за успешное умственное развитие своих школьников. Профессор Михаил Казиник предлагает свой способ борьбы за мышление. Он заключается в создании парадоксальных ситуаций, чтобы дети и молодежь не принимали все написанное на веру, а стремились придумывать и проверять информацию. Такой подход заменяет клиповое мышление на критическое и будит зерно аналитики. Во всех предметных сферах при помощи парадоксов можно заинтересовать учеников познанием материала. Чтение литературы - основа умственного развития и
способ удерживать внимание, анализировать. Необходимо также давать возможность мозгу отдохнуть от информации и заменить ее живым общением.
Гаджеты и вовлеченность в виртуальную реальность.  Если в предыдущем случае школьник пытается делать несколько дел одновременно, то в
данном случае он оказывается полностью поглощен виртуальной реальностью или компьютерными играми. И эти занятия забирают у него все время и мысли. Находясь собственном мире, школьник не проявляет интереса к реальному миру, школе и урокам. Проблема усугубляется тем, что родители своевременно не обращают внимания на то, что подросток много времени проводит в сети. В отличие от реального мира, в виртуальном мире подростку не нужно прилагать никаких усилий. Ведь можно стать супергероем не благодаря стараниям и усилиям, а просто нажав кнопку «пуск». Тогда зачем учиться?
Что может делать педагог? Начать следует с того, что без помощи, поддержки и заинтересованности родителей будет сложно что- то изменить. Ведь взрослые сами, иногда не замечая этого, приучают детей к гаджетам. Увлеченные собственными делами, они обделяют ребенка живым общением. Но и категорически запретить гаджеты не получится, ведь невозможно, что то забрать, ничего не дав взамен.
Тогда что же можно противопоставить виртуальной реальности? Одной из альтернатив является внимание и душевное общение, искреннее отношение к делам и личности школьника. Это не может предложить школьнику ни один, даже самый продвинутый компьютер или телефон. Еще один вариант - заинтересовать подростков собственным примером, заслужить его авторитет, привлекать к совместным делам, но делать это ненавязчиво. Будьте щедры на внимание, любовь, душевное тепло. Эти качества может дать человеку только другой человек. Педагогу важно донести это
до родителей, заручиться их поддержкой и сделать родителей своими единомышленниками. Тогда проблем у современных школьников в образовании станет меньше.
Читать полный текст доклада
 
linagalihanovaДата: Понедельник, 24.02.2020, 18:49 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Марина Николаевна, благодарю Вас за профессиональное освещение темы. 
Галиханова Л.Р. учитель математики
 
schoolblagrb5Дата: Пятница, 28.02.2020, 17:02 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Offline
Раньше ребенку для счастья достаточно было мяча, санок, коньков и велосипеда. Сегодня вместо детских уличных забав повсеместно властвуют планшеты и приставки Xbox. Как и в былые времена, взрослым трудно осознать истинные проблемы современных детей. Ясно одно – нужно вернуть любимое чадо из виртуальной иллюзии в реальное существование. Но стоит ли игра свеч, если сама реальность претерпела безвозвратные изменения? Дети 21 века быстрее взрослых приспосабливаются к прогрессу: легко осваивают компьютерную технику и чувствуют себя во всемирной паутине как рыба в воде. При этом они не читают книг и испытывают проблемы в живом общении. Но сегодняшние дети не хуже своих сверстников из прошлого. Они просто иные. Возможно, их особенности завтра станут нормой в развитии личности.
Педагог-психолог МОБУ СОШ № 6 Бородкина М.Н. помогла разобраться, как найти контакт с подрастающим поколением, чтобы совместными усилиями преодолеть возникающие трудности.

Луконина Р.М., учитель географии МОБУ СОШ №6 им. М.А. Киняшова г. Благовещенска РБ
 
schoolblagrb5Дата: Понедельник, 02.03.2020, 23:10 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Offline
Ты ничего не бойся
- Ты делаешь для всех.
Лишь на тебя надеемся.
И верим в твой успех.
Получится, как надо,
И даже сверх того.
Листок лежит здесь рядом.
Давай начнем с него!

Успех– это стимул для дальнейшего продвижения в какой-либо деятельности, источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, это мощный рычаг потребности учиться, способствующий развитию учебной мотивации. Важнейшим открытием второй половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ребѐнка. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке,
труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности.
Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Сейчас часто можно слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашние задания, идти в школу, на занятия. Многие дети не стремятся расширять запас своих знаний: пассивны на занятиях. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением. Крушение оптимизма (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) - самая серьезная проблема на сегодняшний день. К.Д.Ушинский писал: "Труд в его психическом и воспитательном значении отмечал, что только успех поддерживает интерес
ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться". Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство  гордости и собственного достоинства за свои достижения. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего его мира, а образовательное учреждение стать
школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения и т.д. это определяет главный смысл деятельности педагога: создать каждому ребенку ситуацию успеха. Успех взрослого человека  -  вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы.
Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность  в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру. Успех воспитаннику может создать педагог, который сам переживает радость успеха. Успешный человек живет собственной жизнью, идет собственным путем, ставит перед собой цели и добивается их реализации. Невозможно избежать трудностей, неприятностей, неодобрения – важно не опускать руки и идти дальше.
Есть качества, которые приводят к достижению поставленных целей:
· уверенность в себе;
· трудолюбие;
· оптимизм;
· упорство;
· стойкость;
· позитивное мышление.
Психологи утверждают: если у человека есть хотя бы 2 качества из списка – он способен достичь всего. Желательно мыслить позитивно и избегать мыслей, которые тормозят движение вперед.
В заключении предлагаю рецепт приготовления хорошего занятия. Перечислите самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы и созданию ситуации успеха на протяжении всего занятия. Предлагаю рецепт приготовления
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на несколько занятий, которые вам приходится проводить в ваш рабочий день.
Добавьте в каждое занятие по одной порции:
·  мудрости;
·  терпения;
·  храбрости;
·  работоспособности;
·  оптимизма;
·  преданности своему делу;
·  доброты;
·  отдыха и заботы о здоровье;
·  доброго юмора;
·  такта;
·  веры в каждого ребёнка.
Количество ингредиентов
— на усмотрение готовящего. Долейте любви к детям. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога.
Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!
Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!

Овечкина Татьяна Николаевна, педагог-психолог МОБУ СОШ №5 г. Благовещенска
 
Форум » Интернет-педсовет » Создание системы профилактики школьной неуспеваемости » Психологические проблемы современных школьников
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Благовещенска; адрес: 453431, Республика Башкортостан, г.Благовещенск, ул. Комарова 19.

Контактные телефоны: 3-15-82; 3-15-84, E-Mail: blagschool5@mail.ru