Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Интернет-педсовет » Создание системы профилактики школьной неуспеваемости » Преодоление школьной неуспеваемости на уроках биологии
Преодоление школьной неуспеваемости на уроках биологии
schoolblagrb5Дата: Четверг, 20.02.2020, 19:43 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Online
Психофизиологические аспекты работы учителя по преодолению школьной неуспеваемости на уроках биологии

Ибатулина С.А., учитель биологии МОБУ СОШ №5 г. Благовещенска


Цель: выявить влияние психофизиологических особенностей учащихся   на неуспеваемость.
Задачи:
-       Определить причины неуспеваемости учащихся;
-       Определить влияние особенностей памяти на запоминание информации;
-       Разобрать стадии перевода кратковременной памяти в долговременную, и соблюдение необходимых условий для этого процесса;
-       Найти способ определения наличия отклонений в памяти (медицинские показатели);
-       Частичное снятие тревожности у учащихся перед домашним заданием на уроках биологии;
-       Практические упражнения для учителей по переводу одной формы информации в другую при кодировке или укрупнении, упражнения для повтора информации;
-       Показать трудности при применении мнемотехники на уроках биологии (не всегда дети смогут изобразить или зарифмовать, если не хватает информации).
К причинам неуспеваемости можно отнести множество факторов:
  • болезни, врождённые отклонения (физическая ослабленность; недостаток внимания детей; парциальные дефекты анализаторов
    (слуха, речи, моторики, дисграфия, акалькулические явления), нарушение нервной деятельности;
  • педагогическая запущенность детей;
  • низкое развитие интеллекта, отставание в умственном развитии (недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения);
  • несформированность приёмов учебной деятельности (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала, отсутствие самостоятельности, неорганизованность);
  • недостаточное развитие речи;
  • инфантилизм (детскость);
  • высокая одарённость в какой-либо конкретной области;
  • низкая самооценка учащегося;
  • недисциплинированность;
  • слабое развитие волевой сферы учащихся;
  • пробелы в знаниях;
  • тревожность;
  • отсутствие или недостаточная мотивации учения;
  • отсутствие интереса и способностей к предмету;
  • сложность программы или предмета;
  • неинтересное преподавание предмета;
  • недостатки дидактических и воспитательных действий;
  • лень ребёнка;
  • нежелание напрягать свои умственные силы, негативное отношение к более сложным формам и методам работы;
  • семейные проблемы;
  • отсутствие индивидуального подхода;
  • большие учебные нагрузки;
  • амбиции родителей (в т.ч. завышенные требования к своему ребёнку);
  • незрелость психических функций детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
  • недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся;
  • снижение ценности образования в обществе;
  • нестабильность существующей образовательной системы;
  • негативное отношение учителя к ученику;
  • снижение авторитета учителя и личная неприязнь ученика к учителю;
  • использование в учебном процессе профилактической двойки;
  • страх оказаться лучше других учеников;
  • боязнь школы, учителей.
    При работе с
    неуспевающими я выбрала несколько действий, которые действительно осуществляю
    на практике:
    • Память. Объяснять, учитывая биологические законы памяти. Дала детям 7-9 классов понятия «память», «кратковременная память», «долговременная память». Для пятых классов эта работа неподходит, так как они не готовы к пониманию в связи с возрастными особенностями.
    • Четкость в домашнем задании. Дети должны знать,  примерно в какой форме пройдет опрос (тестирование, устный опрос по вопросам, терминам, по рисункам, пересказ по конспекту, пересказ по плану учебника, объяснение фактических цифровых
      данных).
    • Убрать тревожность перед объемом домашнего задания. Домашняя работа только кажется большой.  Часть выполняется в классе, часть вопросов и биологических терминов совпадает, в тетрадях есть краткий конспект, на который можно опираться при подготовке.
    • Давать возможность повысить балл по определённой теме. Это заранее обговаривается, назначается время.


    Читать полный текст мастер-класса
    Презентация к мастер-классу
    Тест
  •  
    MusagitovДата: Воскресенье, 01.03.2020, 19:03 | Сообщение # 2
    Рядовой
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 2
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    Светлана Анэсовна! Внимательно изучил Ваш опыт работы. Хочу поделиться своим опытом работы по вышеназванной проблеме.
        
    Работа с неуспевающими детьми на уроках технологии
        Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный предмет, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества.
    В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности
    .
        Учебно-воспитательный процесс организовывается с учетом типичных различий классов, создаются условия для проведения индивидуальной и групповой
    познавательной самостоятельности каждого школьника. На уроках мною проводится оказание помощи обучающимся в преодолении их затруднений в учебной
    деятельности. Использование методов и приемов, позволяет одновременно с обучением детей предмету технология вести работу коррекции восприятия, памяти, внимания, развития речи, мыслительных операций.
        На основе применения технологии деятельностного метода обучения у обучающихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения. Одновременно для формирования у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность в классе создается комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума.
        Причины, вызывающие школьную неуспеваемость могут быть самыми различными:неблагоприятная наследственность; нарушения нервной деятельности; общая неспособность к интеллектуальному труду; физическая ослабленность; школьная незрелость; педагогическая запущенность; недостаточное развитие речи; боязнь школы, учителей; инфантилизм (т. е. детскость); плохая наследственность; астеническое состояние; снижение зрения; гиподинамия; социум; миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме); социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе).
    Причины и характер проявления неуспеваемости у учащихся на уроках технологии
        При низком уровне развития учебной мотивации  неуспеваемость проявляется неправильно сформировавшимся отношением к учению, непониманием его общественной значимости; отсутствием стремления быть успешным в учебной деятельности. На это влияют обстоятельства жизни ребенка в семье, взаимоотношения с окружающими взрослыми.
        Причиной интеллектуальной пассивности может быть результат неправильного воспитания взрослыми. Как правило, она проявляется как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.
        Неуспеваемость при неправильно сформировавшемся отношении к учебному труду: пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся) проявляется нежеланием выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание, небрежностью и недобросовестностью в выполнении учебных обязанностей, невыполнением или частично выполнением домашних заданий, неаккуратным обращением с учебными пособиями.
        Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
        Для снижения неуспеваемости на уроке  я создаю атмосферу особой доброжелательности при опросе; снижаю темп опроса, разрешаю дольше готовиться; предлагаю учащимся примерный план ответа; разрешаю пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирую оценкой, подбадриванием, похвалой. При изучении новой темы поддерживаю интерес слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала; привлекаю их в качестве помощников при подготовке инструментов, материалов и т. д. Более подробно объясняю последовательность выполнения задания. Предупреждаю о возможных затруднениях;  использую технологические карты выполнения изделий.
        Профилактика неуспеваемости на уроках технологии
        Постоянно контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками при выполнении изделий, выявить типичные при сравнении с образцом и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, правил, умений и навыков, выявить причины отставания. Обязательно проверять по ходу урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
    
    Мусагитов Р.Т., учитель технологии МОБУ СОШ №6 им.М.А.Киняшова г.Благовещенска РБ
    


    Сообщение отредактировал Musagitov - Воскресенье, 01.03.2020, 19:10
     
    schoolblagrb5Дата: Воскресенье, 01.03.2020, 23:09 | Сообщение # 3
    Подполковник
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 23
    Репутация: 0
    Статус: Online
    Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех: ипедагогов, и родителей, и детей. Думаю, нет ни одного ребенка, который хотел бы
    плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые неудовлетворительные
    отметки, у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает
    уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым
    негативным проявлениям в поведении.
    Преодоление неуспеваемости - важная задача практической и теоретической педагогики. Для ее решения используется самый передовой опыт педагогов и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику. Под неуспеваемостью понимают итоговую неподготовленность учащихся по
    одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более
    или менее длительного законченного отрезка времени (учебная четверть,
    полугодие, учебный год).
    Многие российские педагоги различают два вида неуспеваемости:1. Абсолютная неуспеваемость.   Этот вид неуспеваемости соотносится с минимумом выполнения учеником учебных требований, что определяет   неосвоение учебного материала.2. Относительная неуспеваемость - это недостаточная познавательная нагрузка для учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала. При решении вопросов повышения успеваемости школьников в целом введение понятия относительной неуспеваемости оправдано с той точки зрения, что оно определяет пути устранения абсолютной неуспеваемости. Чтобы найти средство для преодоления
    неуспеваемости, необходимо знать причины, порождающие ее. Известные психологи
    Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние
    и внутренние.
    К внешним причинам можно
    отнести, в первую очередь, социальные, т.е. снижение ценности образования в
    обществе, нестабильность существующей образовательной системы. Также к числу
    внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса
    на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузку
    учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и
    пр.), отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т.д.
    Одной из самых главных
    внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты
    здоровья школьников. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый
    ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения.
    К внутренним причинам
    также следует отнести низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения:
    у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает
    его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной
    деятельности. И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. На
    данную проблему редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: «Учение,
    основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.
    к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».
    К проявлениям
    неуспеваемости можно отнести:
    ·                    низкийуровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться);
    ·                    неправильносформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости,
    отсутствие стремления быть успешным в учебной деятельности (вполне устраивают
    удовлетворительные отметки);
    ·                    интеллектуальнуюпассивность как результат неправильного воспитания. К интеллектуально пассивным
    учащимся относятся те, которые не имели ни достаточных условий для умственного
    развития, ни практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют
    интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит
    обучение. При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной
    работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Интеллектуальная
    пассивность может проявляться как избирательность в отношении учебных предметов,
    так и во всей учебной работе;
    ·                    использованиеразличных обходных путей вместо активного размышления: зазубривание,
    списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Вне
    учебных занятий многие из таких учащихся действуют активнее и сообразительнее,
    чем в учении;
    ·                    неправильныенавыки учебной работы, связанные с тем, что со стороны педагога нет должного
    контроля над способами и приемами ее выполнения. Учащиеся не умеют учиться, не
    умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами
    учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и
    труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять
    практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти
    задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют
    работу в медленном темпе;
    ·                    нежеланиевыполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени
    задание;
    ·                    небрежностьи недобросовестность в выполнении учебных обязанностей;
    ·                    невыполненныеили частично выполненные домашние задания;
    ·                    неаккуратноеобращение с учебными пособиями;
    ·                    знанияусваиваются без интереса, легко становятся формальными, т.к. не отвечают
    потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не
    влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают
    к дальнейшей деятельности.
    Разделение детей
    с проблемами школьной успеваемости на типы можно осуществить в зависимости от
    характера соотношения двух основных групп свойств личности:
    1.                Особенностимыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.
    2.                Направленностьличности школьника, определяющая его отношение к учению.
    На этой основе выделено три типа
    неуспевающих школьников:
    ·                  неуспевающиеучащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при
    положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника;
    ·                  учащиесяс относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при
    отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции
    школьника;
    ·                  неуспевающие,для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при
    отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника,
    проявляющееся в стремлении оставить школу.
    Для всех
    школьников первого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным
    уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа,
    синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в
    усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников
    упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся
    стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или
    вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного
    развития и не формируются навыки учебной работы.
    Неуспех в
    учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником
    морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных
    возможностей свое отставание они видят в неспособности усваивать отдельные
    предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует
    сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной
    направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к
    учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит
    тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и
    товарищей.
    Неуспевающие
    школьники второго типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой,
    с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается,
    прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится. При
    отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики
    избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует
    систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным
    предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются
    навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается
    определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У
    школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному
    конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими
    интеллектуальными возможностями и слабой реализацией этих возможностей, что
    объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный
    конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет
    отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива,
    что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направлен­ности.
    Для третьего
    типа неуспевающих школьников, как и для первого, характерна низкая обучаемость.
    Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении
    учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует
    критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем
    полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других
    школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о
    трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению.
    У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.
    Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в
    отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности.
    Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к
    школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное
    отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего
    привлекают такие предметы, как физическая культура, трудовое обучение.
    Общим
    для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы,
    отрицательное отношение к более сложным методам работы.
    Современная
    дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает педагогическую
    профилактику, педагогическую диагностику, педагогическую терапию и воспитательное
    воздействие.
    1.                Педагогическаяпрофилактика представляет собой поиск оптимальных педагогических систем, в том
    числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических
    технологий, проблемного и программированного обучения, информатизацию
    педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была
    предложена концепция оптимизации образовательного процесса.
    2.                 Педагогическаядиагностика заключается в систематическом контроле и оценке результатов
    обучения, своевременном выявлении пробелов. Для этого применяются беседы
    учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией
    данных в дневнике учителя, проведение тестов, с последующим анализом
    результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским
    предложен педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению
    дидактических проблем отстающих учеников.
    3.                 Педагогическаятерапия – это меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это
    дополнительные занятия, в западных странах – группы выравнивания. Преимущества
    последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диаг­ностики,
    с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные
    учителя, посещение занятий для учащихся обязательно.
    4.                 Воспитательноевоздействие основывается на следующем основании: поскольку неудачи в учебе
    связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна проводится
    индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с
    семьей школьника.
    Педагогикой
    накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных
    практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения. На
    первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и
    развививающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими
    признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но
    одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому,
    что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
    Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что
    позволит им постепенно наверстать упущенное. Осуществляется нейтрализация
    причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и
    усиление положительных моментов). При разработке путей совершенствования образовательного
    процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для
    неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся
    на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания
    учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учета и контроля,
    рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и
    их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать
    развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений,
    предложенные в некоторых педагогических и психо­логических работах: поставить
    перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха.
    От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к
    положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и
    практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям
    с отстающими учениками младших классов. В данном случае пе­дагогическая
    деятельность направлена на формирование у учащихся ценности знаний.
    Педагогу
    следует обращать внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников.
    Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать
    излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос
    слабоуспевающих учеников сочетать с самостоятельной работой других учащихся с
    тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу,
    выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе
    самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно
    разбивать на этапы, дозы более подробно, чем для других учеников.
    Большое внимание
    в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с
    временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся:
    слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать
    слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для
    средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется
    самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени
    трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем
    этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе.
    Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно
    отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую
    разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности
    учения каждого ученика. Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.
    Какую бы
    педагогическую задачу педагоги ни решали, в общении с обучающимся, прежде
    всего, необходимо хорошо понять ребенка, вникнуть в его душу, в суть его
    переживаний.
    Каждый
    ребенок, переступая порог школы, хочет учиться, узнавать новое, стать хорошим
    учеником. Если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не
    такой, как все, а значит, хуже, никчемнее. Подобные мысли и чувства могут
    возникнуть у любого неуспевающего ученика, и даже если на словах он уверяет,
    что ему абсолютно безразлично, как он учится, что школа ему не нужна, в глубине
    души он может ощущать себя отверженным, ненужным. Скорее всего, подобные
    переживания приведут к новым негативным проявлениям в поведении. В итоге
    неуспевающие дети зачастую ищут круг людей, для которых они будут значимы. Так
    они оказываются в дворовых компаниях, в уличных тусовках, тем самым пополняя
    ряды «неблагополучных», «трудных» детей.
    Но именно требование
    учиться хорошо, даже когда ребенок по своим способностям не может
    соответствовать этому требованию взрослых, приводит к возникновению у него
    проблем. Главным показателем успешности учения в школе являются отметки, получаемые
    школьником на уроках. Именно на получение хорошей отметки (любой ценой)
    ориентируют ребенка родители. А ведь именно родители могут помочь ребенку в
    преодолении школьных трудностей.
    Рекомендации родителям
    1. Не
    рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не
    отчаивайтесь и, прежде всего, старайтесь не показать своего личного огорчения и
    недовольства. Помните: главная задача родителей – помочь ребенку. Поэтому
    принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.
    2. Необходимо
    осознавать, что для преодоления школьных трудностей родителям предстоит
    длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими
    проблемами), настройтесь и приготовьтесь к этому
    3. Главная
    помощь – поддержать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него
    чувство напряжения и вины за неудачи. Если родители заняты своими делами и
    выкраивают минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, — это не помощь, а
    основа для возникновения конфликтов и новых проблем.
    4. Забудьте
    сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?». Не требуйте от ребенка
    немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или
    огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам, если будет уверен в вашей
    поддержке.
    5. Не
    обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без
    него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или
    друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
    6. Не
    считайте зазорным попросить учителя вызывать ребенка только тогда, когда он сам
    тянет руку, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.
    Постарайтесь найти контакт с педагогом, ведь ученику нужна помощь и поддержка с
    обеих сторон.
    7. Необходимо
    работать с ребенком только на «положительном подкреплении». При неудачах
    подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните.
    8. Очень
    важным при оказании помощи ребенку оказывается вознаграждение за его труд,
    причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать,
    может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Поэтому
    вознаграждение обязательно! В качестве поощрения можно использовать поход в
    театр, в музей, в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка, приглашение
    друзей.
    9. Для детей
    с трудностями в обучении необходим полноценный отдых. Имеет большое значение
    (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и в особенности во время
    каникул.
    10. Своевременность
    и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если
    у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов
    (врачей, логопедов, психоневрологов, психологов, педагогов).

    Кузнецова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №5 г. Благовещенска

     
    Форум » Интернет-педсовет » Создание системы профилактики школьной неуспеваемости » Преодоление школьной неуспеваемости на уроках биологии
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Благовещенска; адрес: 453431, Республика Башкортостан, г.Благовещенск, ул. Комарова 19.

    Контактные телефоны: 3-15-82; 3-15-84, E-Mail: blagschool5@mail.ru