Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Интернет-педсовет » Создание системы профилактики школьной неуспеваемости » Творчество - путь к успеху
Творчество - путь к успеху
schoolblagrb5Дата: Вторник, 18.02.2020, 22:00 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Online

Творчество - путь к успеху

Безрукова Т.А., учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №5 г. Благовещенска


- Посмотрите на книгу. Какого она цвета?(красная)
- Нет, она черная.
- Можно ли сказать, что ваш ответ неправильный? А мой?
- Почему наши ответы не совпали?
- Потому что мы посмотрели на предмет с разных сторон.
- Ученик – это тоже книга, которую также нужно изучить с разных сторон, понять поступки, причины поведения,  неуспешности, а затем уже продумать пути решения возникших проблем. Неуспешный ученик напоминает книгу, где верхняя видимая оболочка - это красочно выписанные нарушения внимания и мышления, трудности понимания инструкции, а также неусидчивость,  плохая память, трудности при письме и счете, и многие другие «симптомы». Однако, верхняя оболочка – это лишь очевидные глазу нарушения.  Невидимая оболочка - это то, как себя ощущает ученик. В книге прячется множество листов. Каждый лист –специфическая группа причин школьной неуспешности. Все причины взаимосвязаны, одни нарушения порождают другие, которые наслаиваются и усиливают друг друга. Пока мы, педагоги, видим только внешнюю оболочку матрешки, работа будет неэффективной. У каждого ребенка, имеющего школьную неуспешность - своя уникальная история развития, свое содержание книги, свои причины неуспешности. Самые глубинные причины, на которые наслаиваются остальные проблемы школьной неуспешности, причины био-психологического характера (зеленый). Данные причины – это наследственные особенности,способности, черты характера, особенности функционирования нервной системы. Расшифровать эти причины может специалист, занимающейся центральной нервной системой, а именно врач-невролог. При работе со школьной неуспешностью педагогу очень важно сотрудничать с медицинскими работниками. Следующий лист (красный) нашей книги– это личностные  и эмоциональные особенности ребенка. Особенно важны для школьной успешности нормальный уровень тревожности, адекватная учебная мотивация, внутренний локус контроля и принятие ребенком ответственности за процесс овладения знаниями. Педагог должен иметь четкое представление о том, насколько велика тревожность ребенка, является ли она постоянным его качеством или обусловлена актуальной ситуацией. Ведь, как известно, не только неудача в учебе влияет на состояние и настроение ребенка, но и наоборот – состояние и настроение влияет на способность получать и усваивать знания. Особые эмоциональные состояния и переживания могут «разрушить» учебную деятельность даже самого способного ученика. Желтый лист - социально- экономические причины, а именно: материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки в семейной жизни. Последний лист, он наш с вами (голубой) - педагогические причины. Это отношения внутри школы: с педагогом, ученическим  коллективом, особенности выбранной школой учебной программы, школьные порядки и атмосфера в классе. Существует также такая педагогическая причина неуспеваемости как эмоциональное выгорание учителя. Гозилек Э. в своей книге «Преодоление стресса за 60 секунд» предлагает следующие рекомендации по ослаблению стресса у учителей:
· «продолжайте совершенствовать свои профессиональные навыки, участвуйте в курсах, семинарах и других мероприятиях по повышению квалификации, это поможет преодолеть ощущение несоответствия;
· Планируйте перерывы для отдыха; перерывы на кофе или обед не следует посвящать проверке тетрадей или подготовке к занятиям; отвлекайтесь от школьных забот;
· Будьте в курсе новых идей: использование из года в год одних и тех же материалов неизбежно ведет к скуке и опустошению; изменяйте планы уроков и задания - это поддержит интерес к преподаванию;
· Общайтесь с коллегами, обменивайтесь идеями и новыми знаниями.
Независимо от исходной причины развитие неуспешности протекает примерно по одному сценарию. В результате наблюдается сочетание низких достижений, высокой тревожности, неуверенности в себе, низкой самооценки и негативной оценки ребенка родителями и учителями. Для профилактики неуспешности важна связь основного обучения и дополнительного, так как очень часто неуспешный ребёнок в обучении, является успешным, например, в области искусства или спорта. Как совместить основное обучение и творческую деятельность, чтобы неуспешный ученик почувствовал уверенность?
- Для начала можно предложить детям выполнить коллективную работу: проект,исследование, кроссворд, рисунок по теме, коллаж,выполнение видеоролик или же буктрейлер (это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной о какой-либо теме, явлении,книге)
- работы, которых направлено на развитие коммуникации. Это могут быть проектные или исследовательские работы, которые нужно выполнить, привлекая родителей, родственников, друзей, учителей.
- После выполнения коллективных работ неуспешному (а теперь, может быть, и успешному) можно предложить выполнение индивидуальной творческой работы. Сначала она может выполняться по плану или по образцу, а затем – в свободной форме. Мы помним, что творчество может проявляться как в урочной деятельности, так и во внеклассной. Нужно помнить, что нельзя избежать неудачи в каком-либо виде деятельности, это не неуспех в целом, а попытка узнать что-то новое. Ведь и великие люди не всегда были успешны, но они верили в свое дело, в свою идею.
- Вы можете вспомнить того, кто дерзнул сделать себе крылья из перьев, подняться к солнцу и потерять жизнь. Это… (Икар)
- Вы можете вспомнить того, что написал квадрат в новой технике и повергся жестокой критике, а впоследствии его картина была продана за 85 млд.долларов. Это… (Малевич)
- Вы можете вспомнить того, кто написал, 30 лет проверял, опубликовал, и до сих пор его этиологи ругают за его теорию. Это..(Дарвин)
Творческая деятельность - это процесс по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией. Творческая деятельность обладает главным критерием привлекательности - она всегда уникальна, а значит, любой ребенок может почувствовать себя успешным, и тогда, возможно, появиться мотивация и к основному обучению по предмету.
Вывод:
- Иногда мы сталкиваемся с тем, что кто-то не оправдывает наших ожиданий, что что-то вступает в конфликт с этими ожиданиями, в таком случае, мы видим, что чего-то не хватает. А не  достает инструментов для изучения и решения проблем.
- Неаккуратный ученик, небрежный, не старается, вообще не тянет или страшное слово ноль. Ноль или значимый ноль? Если мы с вами научимся подбирать инструмент, которым можно исследовать значимый ноль, нам удастся совершить невозможное и тогда даже статуи начнут двигаться навстречу друг другу.

Читать полный текст доклада

 
schoolblagrb5Дата: Понедельник, 24.02.2020, 21:47 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Online
Татьяна Александровна, Ваша статья заинтересовала  меня. Согласна с Вами, что творчество - путь к успеху.И нам , педагогам,  необходимо создать условия для развития творческих способностей учащихся. Для того, чтобы неуспешный ученик поверил в свои возможности. В ФГОС второго поколения
отражена  стратегия современного образования – предоставить возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Разрабатываются и реализуются программы работы с одарёнными детьми. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности
на последующих этапах образования становится малоэффективной.  Сегодня перед  нами, педагогами, встаёт проблема : как выпускать не натасканных детей, а детей, способных решать жизненные проблемы, продолжать учиться самостоятельно в течение всей жизни? Творческое мышление и
креативность. Дар или навык? Можно ли научиться мыслить более творчески?  Современная жизнь поставила перед педагогами задачу, которая предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Педагогический опыт
показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять
творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое мышление. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:
  • дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта;
  • ищут стимулы и находят для себя проблемы;
  • обладают широким восприятием, богатым воображением;
  • легко и гибко меняют идеи, способы мышления.

Школа должна и может создать условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающие творческое мышление и действия, а учителя должны стать образцами такого отношения и поведения, такого стиля мышления и действий, которые они должны воспитывать в школьниках.
Таким образом, наша задача создать такие условия, в которых бы каждый ребёнок обнаруживал бы и развивал в себе творческие способности, а одарённые дети получали бы «пищу для ума». Это можно сделать с помощью открытых задач.Мой педагогический опыт и опыт моих коллег убедительно показывает, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе заданий творческого характера. Но больший эффект в развитии креативного мышления дают открытые задачи. Если закрытые задачи имеют
только один ответ, то в открытых задачах условие сформулировано в виде облачка, немного размыто. Его надо самому еще додумать. Возможно, понадобятся какие-то данные, которые можно посмотреть в справочниках, словарях. Возможно, какие-то данные в этой задаче окажутся лишними. Собственно, жизнь ставит перед нами только открытые задачи. Всегда постановка задач размыта. Открытая задача может иметь самые разные подходы и решения. Мы сами можем контролировать ответ: решение может годиться, быть применимым или неприменимым. Но ответ всегда будет вероятностным, т.е. возможны и другие ответы. Может быть, что наш ответ не является самым лучшим, самым адекватным. Такие задачи мы всегда видим вокруг
себя. Можно решать сказочные, лингвистические мифологические, технические, биологические, бытовые задачи, задачи из самых разных областей. Гипотезы важнее решений, поскольку именно они двигают науку вперёд и развивают мышление. Такие задачи, как правило, имеют мета — и межпредметные связи. При решении открытых задач у детей происходит понимание того, что каждую жизненную проблему можно решить
различными способами. Интересно использовать такую игру: придумать как можно больше способов, что можно сделать с обычным предметом, например со спичечным коробком, или с пуговицей, или с лампочкой, или с кирпичом). Нам, педагогам, необходимо понимать, что стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества,  что творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт, что
творчество в педагогической работе можно спланировать.

Якупова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №6 им. М.А. Киняшова г. Благовещенска РБ
 
schoolblagrb5Дата: Четверг, 27.02.2020, 22:43 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Online
Татьяна Александровна, познакомившись  с Вашей статьей,  вспомнила высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева. В своей замечательной книге «Письма о добром и прекрасном» он высказал очень важную мысль: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше - не худо бы в юные годы - о своем детстве, например)». Действительно,  каждый  ребёнок  от рождения  наделён  одному  ему  свойственным потенциалом  развития,  и  этот  потенциал может  развиться  только  в  процессе собственной  деятельности.
Ребенок совершает каждый день массу дел: маленьких и больших,простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При
решении задач происходит акт творчества, находится новый путь её решения или создаётся нечто новое. Вот здесь то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – всё то, что в совокупности составляет творческие
способности.

Совсем не случайно слово«творчество» происходит от слова «творить». Творить – это создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном.  Творчество – это исследование. Для успешного развития творческих способностей детей необходима целенаправленная работа учителя по развитию творческого потенциала  и создание определённых условий, благоприятствующих их формированию, таких как:
·  занятия музыкой, изобразительной деятельности, продуктивными видами труда, ознакомление с художественной литературой, познавательная деятельность, театрализованная деятельность.
·  предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности,
· умная доброжелательная помощь, а не «подсказка» взрослых.
· создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны педагога, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка, что способствует проявлению творческого мышления.
Исходя из собственной практики могу сказать, что одним   из самых действенных способов, помогающих раскрытию творческого потенциала детей на уроках, является применение метода проблемного обучения, частично-поискового метода. Именно создание проблемных ситуаций на
уроке стимулирует ум, наблюдательность, смекалку, коммуникативные навыки каждого ребенка.
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить. Разумеется, не каждому дано стать гением, но каждому мы можем помочь реализовать по максимуму свои природные таланты.


Притулина Татьяна Владимировна, учитель МОБУ СОШ №6 им. М.А. Киняшова г. Благовещенска РБ
 
Светл@наДата: Четверг, 27.02.2020, 23:33 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Татьяна Александровна, мне понравилась Ваша статья, в которой Вы размышляете над тем, как можно добиться успехов неуспешному ребёнку в учёбе. Также я согласна с вашим мнением о том, что для профилактики неуспешности важна связь основного обучения и дополнительного, так как очень часто неуспешный ребёнок в обучении, является успешным, например, в области искусства или спорта.
Мне хотелось бы поделиться своими наработками
Урок литературы - это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиться его творческие способности.
Эффективность учебного процесса достигается в конечном счёте характером деятельности учащихся. Если учитель не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность, большого успеха он не добьётся.Склонность к творчеству вообще присуща ребёнку. Психологами давно установлено, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие..Вот почему они любят книжки с картинками. У каждого ребёнка рука очень рано начинает тянуться к цветным карандашам и краскам. В рисунках он выражает себя, своё восприятие мира и представление о нём. С годами эта потребность как бы притупляется, но стоит дать ей толчок, как она может проявиться  в новом качестве.
Почему бы не воспользоваться этим на уроках литературы? Например, в младших классах учителя часто дают задание создать иллюстрацию к тому или иному произведению, правда, оно ориентирует ученика на изображение только одного эпизода. Я же хочу рассказать о таких работах, которые требуют от учащегося осознания произведения или целой  группы произведений, или темы в целом и позволяют выразить мысль красками или другими изобразительными средствами в сочетании со словом.
Так, я часто предлагаю учащимся на время стать художниками-оформителями, работающими в типографии, которым необходимо оформить обложку книги, например, повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Сказок» Салтыкова_-Щедрина. Причём, я говорю учащимся, что обложка должна быть такой, чтобы книга заинтересовала читателя и её быстро раскупили. Такая работа требует от ученика прочтения всех повестей Гоголя из сборника и отбора такой повести, а затем и такого эпизода, который бы отражал идею гоголевского сборника. Или другая работа – обложка к книге «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Выполняя моё задание, ученик не ограничится прочтением одной сказки, а прочитает минимум три-четыре и проиллюстрирует ту сказку, которая ему больше всего понравилась. Анализируя уже выполненные творческие работы, я обязательно спрашиваю: почему именно это изобразил ученик на обложке, почему выбрал те или иные краски, соответствует ли это настроению произведения, настроению автора..
Мы знаем, одним из величайших мастеров детали является Н.В. Гоголь. Всем известно, как неохотно учащиеся читают поэму «Мёртвые души», особенно главы, посвященные помещикам, и как тяжело бывает им выделить те главные детали, из которых вырисовывается образ помещика. Я использую здесь такое творческое задание: готовя характеристику помещика, нарисовать его герб семьи, проводя аналогию с рыцарскими временами ( у каждого рыцаря были свой герб и щит). Учащиеся с удовольствием выполняют это задание и , как правило, на своих иллюстрациях выделяют ключевые, существенные детали в характеристике помещика, что облегчает затем процесс восприятия каждого персонажа поэмы как индивида и как лица, имеющего много общего с другими помещиками.
Помимо работы с красками, учащиеся выполняют презентации к художественым произведениям, готовят презентации книг.
Я остановилась в основном на тех видах работ, которые связаны с изобразительным искусством. Можно ещё упомянуть о работах, «переводящих» литературное произведение на язык театра. Он тоже способствуют развитию остроты художественного зрения, помогают гл
Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что уроки такого типа развивают и образное видение, и творческое мышление, дают общее представление об уровне понимания и восприятия учащимися той или иной темы. Они являются прекрасным средством обобщения знаний ребят о произведении и его авторе, но самое главное – формируют творческую личность, и в этом их большое достоинство.
У каждого времени свой путь к знанию. У нашего –личностный, творческий, коммуникативный. В огромной массе своей школьники хотят учиться, но на качественно новой, демократической основе. И задача словесника – сделать учение приятным творческим процессом.
И первый шаг на этом пути – выдвижение в центр процесса обучения самого искусства слова и личности обучающегося, их диалога между собой. При этом учитель является участником такого диалога, его инициатором и помощником ученика.
Большой упор делается на личность школьника, его потенциальные духовные силы, интересы и склонности, на его право самостоятельно общаться с произведением искусства, которое каждый раз в процессе этого общения обогащается новыми смыслами, становится личной, духовной ценностью самого ученика.
Галиева Светлана Яковлевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №6 им. М.А. Киняшова г. Благовещенска РБ.


Сообщение отредактировал Светл@на - Четверг, 27.02.2020, 23:38
 
Форум » Интернет-педсовет » Создание системы профилактики школьной неуспеваемости » Творчество - путь к успеху
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Благовещенска; адрес: 453431, Республика Башкортостан, г.Благовещенск, ул. Комарова 19.

Контактные телефоны: 3-15-82; 3-15-84, E-Mail: blagschool5@mail.ru